Top.Mail.Ru
Село Парское - Храм Иоанна Предтечи в Парском
Храм Иоанна Предтечи в Парском

Село Парское

Село Парское год основания 1399 год 14 век.
По сведениям, найденным в Московском архиве И. Ф. Токмачевым, первое упоминание села Парского в летописях относится к 1399 году. В том году на берегу реки Парши, по легенде, явилась икона Иоанна Предтечи. В это же время в Парском была выстроена деревянная Предтеченская церковь.

Царь Иван IV праздновал в селе день своего ангела в августе 1552 года, через месяц русские войска захватили город Казань, после взятии города царь Иван Грозный прислал в Парское как награду образ Иоанна Предтечи – факт его пребывания не доказан документально.

С XIV по XVII века владельцами местных земель и села Парского были князья Шуйские. Здесь были расположены дворец, пруды и соколиные питомники. В начале XVII века Парское стало любимым местом пребывания царя Василия Шуйского. Он приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, который был основным владельцем имения.

В середине XVIII века от удара молнии сгорел старый деревянный храм Иоанна Предтечи. В 1773 году на его месте был возведён большой каменный храм с тем же посвящением, рядом с торговой площадью села. На площади находился большой каменный гостиный двор городского типа. В 1816—1822 годах рядом был построен храм Вознесения Господня. В 1863 году он был существенно перестроен.

С 1770 по 1861 год здешние земли принадлежали Морозовым — родственникам царя Алексея Михайловича, затем Голицыным. До отмены крепостного права в 1861 году село перешло к князьям Трубецким.

Фрески

Фрески в храме Иоанна Предтечи в селе Парское представляют собой уникальное искусство, которое восхищает своей красотой и глубиной. Они являются настоящим сокровищем истории и духовности, отражая различные сюжеты из библейских историй и жизни святых. Один из самых знаменитых сюжетов, изображенных на фресках, — это Крещение Иисуса Христа. На нем мы видим Иоанна Крестителя, крестящего Иисуса в реке Иордан. Этот момент является ключевым в христианской традиции и символизирует начало публичного служения Христа.

Еще одна важная сцена — Вознесение Иоанна Предтечи. Здесь апостолы поднимают тело Иоанна на небо после его смерти. Это событие также имеет большое значение для верующих, отражая духовное вознесение святого. Фрески также изображают различные святые, такие как апостолы, мученики и другие выдающиеся духовные личности. Это помогает передать историю и значимость этих святых для христианства.

Сцены из жизни Иисуса Христа также занимают особое место на фресках. Чудо призывания мертвых, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря — все эти события являются важными в христианской вере и помогают верующим укрепить свою веру и понять глубину божественного милосердия. На фресках также можно увидеть изображения ангелов и херувимов, которые символизируют небесные силы и связь с Богом. Они придают фрескам особую красоту и величие.

Фрески в храме Иоанна Предтечи в селе Парское являются настоящим произведением искусства и духовности. Они передают глубокое духовное послание и украшают интерьер храма, создавая атмосферу поклонения и молитвы. Эти фрески являются свидетельством веры и представляют собой наследие, которое должно быть сохранено и передано будущим поколениям

Парская ярмарка

Село стало широко известным благодаря местным Ивановским ярмаркам, которые проходили ежегодно в конце августа и были приурочены к престольному празднику села, дню Усекновения главы Иоанна Предтечи. В селе устраивались также еженедельные торги. Наибольшего расцвета ярмарки в Парском достигли в 1800—1835 годах. Обороты торговли исчислялись 10 млн рублей ассигнациями, что было одним из самых высоких показателей по России. В этот период на торговой площади села насчитывалось более 450 магазинов и лавок, торговля велась также с возов и лотков.

Источник

Подъезжающие к селу Парское уже издали увидят старинный собор. А оказавшись возле него, под горкой заприметят красивую купальню, выстроенную рядом со Святым источником. Говорят, именно он дал начало поселению.

По легенде этот источник открыли суздальские монахи. Еще в домонгольский период, когда здесь было Владимиро-Суздальское княжество, они обходили земли, увидели родник и освятили его. С тех пор «село пошло». Позднее на высоком берегу построили часовенку, а потом церковь. Первое письменное упоминание о селе относится к 1399 году.

С родником связана еще одна легенда. Во время нашествия поляков на село в 1615 году одна из девушек взяла икону и спряталась у этого родничка, где пребывала два дня. Враги ее не нашли, ослепнув оттого, что умывались и пили из родника, а затем с позором ретировались.

Чем полезна вода из знаменитого парского родника? Смотрите в фильме

Василий Трубецкой

Один из владельцев, Василий Сергеевич Трубецкой, отличился в годы Отечественной войны 1812 года. Он был генерал-адьютантом при Александре I. В начале войны именно он привез манифест царя о формировании народных ополчений. Участник заграничного похода, отличился в сражениях, в числе первых вошел в Париж. Присутствовал на Венском конгрессе, когда решалась судьба Франции. Имел многочисленные награды.

Небезызвестны и его сыновья. Старший, Александр, хорошо знал Дантеса и написал воспоминания о предыстории его дуэли с Пушкиным. Младший, Сергей, был секундантом на дуэли Лермонтова с Мартыновым. Средний – Андрей — служил церемониймейстером двора Его Императорского Величества. Именно он постарался расширить вотчину (село Парское), скупая близлежащие земли. Например, присоединил к владениям село Пархачево, выкупив его у Павла Дмитриевича Сеченова (родственника знаменитого физиолога Ивана Михайловича Сеченова.

Парский гребешок

Крупное гребенное производство здесь организовал крестьянин Иван Лобанов. (Известен он еще и тем, что в 1855 году послал Александру II оду в честь восшествия на престол и получил в награду именные часы. А вторые именные часы он получил за участие в разработке проекта по отмене крепостного права.)

Сначала гребешки были роговые. Но, продавая этот товар в Москве, Иван Лобанов подсмотрел, что гребни делают и из дерева. Тогда он уговорил нескольких умельцев из Подмосковья переехать сюда, чтобы наладить изготовление деревянных гребней. Для их производства в Иране и Турции стали закупать самшит (так как у гребешков из березы и липы ломался зуб). С 1960-х годов гребешки и пуговицы стали делать из пластмассы, и в 1993 году фабрика прекратила свое существование.