Сегодня Святая Церковь вступает в очередной годичный круг священных событий, в богослужебный круг главных, т.н. «двунадесятых» праздников. Уже в восьмой день нового церковного года (21 сентября) Церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот радостный и светлый для всего человечества день на рубеже Ветхого и Нового Заветов родилась Дева Мария, предизбранная от века Промыслом Божиим послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Неудивительно, что именно праздником в честь Рождества Царицы Небесной начинается новый богослужебный год, а заканчивается он после праздника Ея Успения.
⠀
Так нить Материнской любви Богоматери пронизывает весь церковный год. Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.
⠀
Церковное новолетие, по сравнению с другими Господскими праздниками, такими, как Рождество, Преображение и др., даже для многих церковных людей является почти незаметным праздничным днем. К сожалению, не каждый и ответит на вопрос: когда празднуется начало индикта и почему этот день от так назван?
⠀
Если заглянуть в историю этого праздника, мы увидим, что в Римской империи начало индикта было началом финансового года.
⠀
Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего цикла системы налогообложения, который утвердился при равноапостольном императоре Константине Великом (306–337).
⠀
Официальное византийское счисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года.
⠀
В Христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование благоверного императора Юстиниана Великого (527–565).
⠀
С принятием христианства Русь стала придерживаться византийского летоисчисления от Сотворения мира (условно: 5508 год до Р.Х.) по индиктионам. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы.
⠀
Только в 1492 году (в 7000 году от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник.
⠀
В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читались Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм для совершения новогодней Божественной литургии.
⠀
В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковных школах начинался с церковного новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.
⠀
Основным смыслом богослужения в праздник церковного новолетия является воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2): «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное», и добавил: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 16–22).
⠀
С праздником, православные.
Церковное новолетие
Подписывайтесь на наш канал в telegramm