Top.Mail.Ru
Церковное новолетие - Храм Иоанна Предтечи в Парском
Храм Иоанна Предтечи в Парском

Церковное новолетие

Сегодня Святая Церковь вступает в очередной годичный круг священных событий, в богослужебный круг главных, т.н. «двунадесятых» праздников. Уже в восьмой день нового церковного года (21 сентября) Церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот радостный и светлый для всего человечества день на рубеже Ветхого и Нового Заветов родилась Дева Мария, предизбранная от века Промыслом Божиим послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Неудивительно, что именно праздником в честь Рождества Царицы Небесной начинается новый богослужебный год, а заканчивается он после праздника Ея Успения.

Так нить Материнской любви Богоматери пронизывает весь церковный год. Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.

Церковное новолетие, по сравнению с другими Господскими праздниками, такими, как Рождество, Преображение и др., даже для многих церковных людей является почти незаметным праздничным днем. К сожалению, не каждый и ответит на вопрос: когда празднуется начало индикта и почему этот день от так назван?

Если заглянуть в историю этого праздника, мы увидим, что в Римской империи начало индикта было началом финансового года.

Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего цикла системы налогообложения, который утвердился при равноапостольном императоре Константине Великом (306–337).

Официальное византийское счисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года.

В Христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование благоверного императора Юстиниана Великого (527–565).

С принятием христианства Русь стала придерживаться византийского летоисчисления от Сотворения мира (условно: 5508 год до Р.Х.) по индиктионам. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы.

Только в 1492 году (в 7000 году от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник.

В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читались Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм для совершения новогодней Божественной литургии.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковных школах начинался с церковного новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Основным смыслом богослужения в праздник церковного новолетия является воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2): «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное», и добавил: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 16–22).

С праздником, православные.

Подписывайтесь на наш канал в telegramm