Top.Mail.Ru
Росписи храма Иоанна Предтечи - Храм Иоанна Предтечи в Парском
Храм Иоанна Предтечи в Парском

Росписи храма Иоанна Предтечи

Храм был расписан местными мастерами около 1830 года темперными красками с применением графьи (борозда, процарапанная в грунте или штукатурке по линии предварительного рисунка. Такая борозда остаётся заметной под слоями краски и позолотой). «Свод памятников» (научно-справочное издание энциклопедического характера) предписывает эти росписи палехско-шуйскому кругу. В особенности близка эта манера кругу братьев Медведевых. В 1830 году Медведев был уж известным епархиальным художником, был приглашен в Петербург для росписи Смольного собора и сыскал славу мастера иллюзорной передачи архитектурных форм.

Тимофей Медведев создал артель иконописцев. Он расписывал центральные храмы Углича: Успенский, Богоявленский, Петропавловский, Святого апостола Филиппа и Спасо-Преображенский. По сохранившимся росписям можно говорить о высоком качестве их творчества, о стиле, в котором работал Тимофей и его братья. Имеет смысл говорить о Медведевской школе живописи, медведевских учениках и последователях. Школа Медведева ценилась в 30-х годах 19 века в разных городах и весях. Круг последователей Т. Медведева: его братья, сыновья и ученики — распространяют мотивы его творчества, сохраняя общий стиль, состав иконографии, технику декоративного оформления. Мастера Медведевской школы охватывали в 1-й половине 19 века 4 губернии России: Владимирскую, Костромскую, Вологодскую, Ярославскую. Всю жизнь Т. Медведев был крепостным крестьянином, но в 1807-1820 годах он создал школу иконописи и монументального искусства стенных росписей.

Имитация кессонов (элемент членения потолка или внутренней поверхности свода), иллюзионистические ниши, гризайльные (вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения) вставки и разработка архитектурных мотивов основных сюжетов росписи близка по качеству и характеру исполнения к его работам.  По стилю росписи храма Усекновения главы Иоанна Предтечи следуют барочной традиции: сложные многофигурные композиции, активное использование пейзажа, а архитектуры в качестве фона. Однако в доличном письме проявляются черты «иконного письма» рубежа XVII—XVIII веков. В колорите преобладают киноварные, медовые, голубые цвета. Свод отделён от стен позолоченным штукатурным карнизом и разбит на три яруса.

Программа росписей:

Роспись свода посвящена преимущественно ветхозаветным темам. В куполе барабана написан Саваоф.

В простенках — архангелы

в центральной части восточного лотка была изображена Голгофа, которая одновременно играла роль фона для Распятия, завершавшего иконостас.

Росписи стен четверика поделены на четыре яруса. Сверху вниз:

Верхний, над окнами второго света, представлял собой череду вытянутых по горизонтали небольших аллегорических сцен, с вазонами с цветами;

В южных и северных простенках располагались изображения евангелистов;

·        на откосах окон изображены святые, вверху — иконы Богоматери, несомые ангелами

 ярус, проходящий под верхними окнами, посвящен евангельским сценам

самый нижний ярус представлен сценами «Воскресение» (южная стена) и «Вознесение» (северная стена).

В центре портика на западной стене — большая композиция «Поклонение волхвов» с ландшафтным фоном.

В конхе апсиды — многофигурная композиция «Да молчит всякая плоть».

Возможно, на сегодняшний день из известных работ артели Тимофея Медведева на территории Шуйского района сохранились только росписи Троицкой церкви в с. Васильевском, фрагменты росписей Крестовоздвиженской церкви в Шуе и фрески в Парском храме.

Троицкая кладбищенская церковь в Шуе, которая, по свидетельству известного шуйского краеведа В.Борисова, изнутри была «расписана прекрасною живописью известным художником Медведевым» разрушена в 1939 г.

В Покровской церкви Шуи Епифан Алексеевич Медведев расписывал построенные в 1816-х гг. приделы и трапезную. Но к моменту возвращения храма Церкви в конце 1990-х роспись в трапезной и приделах оказалась полностью утрачена.

Мы приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие в село Парское, чтобы увидеть эту уникальную роспись своими глазами. Приходите и ощутите всю мощь и красоту духовного искусства. Мы будем рады встретить вас и поделиться этим неповторимым опытом. Ждем вас в гости!